В традиционной китайской медицине питанию отведена основополагающая роль. Пища – это основа жизни, она же считается инструментом первой помощи при лечении любых заболеваний. Впрочем, в этом китайская медицина схожа и с европейскими подходами – то, что мы едим, оказывает значительное воздействие на наш организм.
Согласно китайскому учению об энергиях, основой жизни является энергия ци. Она в свою очередь состоит из энергии цзин – первородной энергии, дающейся нам при рождении, и энергии, которую человек черпает из окружающего мира – пищи и воздуха.
Как философия Инь-Ян проявляется в китайской диетологии
Принципы диетологии в китайской медицине основаны на традиционной концепции китайской философии Инь-Ян. Она предполагает, что все явления в нашем мире взаимосвязаны и взаимозависимы, при этом имеют две противоположные (или противоречивые) стороны – светлую (Ян) и темную (Инь), мягкую и твердую, мужскую и женскую и т.д. И именно сочетание двух противоположных, взаимодополняющих сторон создает единое целое, в единстве которых обретаются гармония и равновесие этого мира.
Соответственно, все продукты с точки зрения китайской медицины классифицируются в зависимости от принадлежности к Инь или Ян. При этом каждый продукт классифицируется по четырем характеристикам:
- Характер (свойство).
- Вкус.
- Вхождение в канал.
- Восполнение и убавление.
Четыре характера продуктов в китайской диетологии
Продолжением концепции Инь-Ян является распределение энергии на четыре характера (свойства):
- холод;
- жар;
- тепло;
- и прохладу.
Они выражают действие того или иного вещества на Инь и Ян человеческого организма. Теплые и горячие относятся к Ян, а прохладные и холодные – к Инь. Теплые и прохладные вещества имеют менее выраженные свойства Ян и Инь соответственно.
Таким образом, горячие и теплые продукты восполняют Ян, обладают согревающими свойствами, усиливают циркуляцию крови. В лечебных целях их рекомендуется употреблять при болезнях холода. К ним относят супы, мясные бульоны, острые овощи, вино, кофе, злаки, специи.
Холодные и прохладные продукты – это овощи, фрукты соль, вода (особенно – минеральная), зеленый чай, соки. Они соответствуют энергии Инь, восполняют кровь, охлаждают и рекомендуются при болезнях жара.
В холодное время года мы интуитивно выбираем потребление теплых и горячих продуктов, а в жаркое – холодных и прохладных, что положительным образом сказывается на состоянии организма.
Существует понятие нейтральной (средней) пищи, употреблять которую можно в любой ситуации, не нанося вреда организму. К такой, например, относится рис – традиционный продукт китайской кухни, и рыба, которая плавает в реках и океанах, являющихся естественными вместилищами энергии Инь. А энергию Ян рыба получает из солнца и воздуха, проникающих в водоемы. Поэтому в рыбе энергии Ян и Инь находятся в балансе между собой.
Приготовление пищи в китайской диетологии
Способы приготовления пищи в китайской диетологии неразрывно связаны с учением Инь-Ян и его четырех энергий. Многообразные способы приготовления блюд китайские повара используют для усиления тех или иных свойств или же, наоборот – для «уравновешивания» характера:
- усиливают тепло – различные виды жарки (на масле, углях, во фритюре), копчение, длительная варка, запекание, добавление в блюда спиртного и горячих приправ;
- уменьшают тепло, усиливают холод – соление, маринование, недолгая варка, бланшировка, добавление холодных продуктов;
- нейтральные способы – приготовление на пару, варка в кипящей воде, быстрая обжарка в небольшом количестве масла, постоянно помешивая продукт.
Учение У-Син и его влияние на диетологию в китайской медицине
Еще одно учение, составляющее основу китайской медицины, а вместе с ней – и диетологии – У-Син. Это пятичленная структура, которая определяет основные стихии мироздания:
- огонь;
- земля;
- металл;
- вода;
- дерево.
Развитием теории пяти стихий в диетологии является разделение продуктов на 5 цветовых и 5 вкусовых групп. При этом каждой из пяти стихий соответствуют определенные органы человеческого организма, на которые они оказывают наибольшее влияние.
Сами органы по теории Цзан-Фу делятся на две большие группы:
- плотные (Цзан) – печень, сердце, селезенка, легкие, почки;
- и полые (Фу) – желчный пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь.
Энергия Ци движется от органа к органу по особым энергетическим каналам (меридианам).
Соответствие свойств продуктов определенным органам и стихиям:
- Огонь (сердце, перикард, тонкий кишечник) –красный цвет, горький вкус.
- Земля (желудок, селезенка) – желтый цвет, сладкий вкус.
- Металл (легкие, кишечник) – белый цвет, острый вкус.
- Вода (почки, мочевой пузырь) – черный цвет, соленый вкус.
- Дерево (желчный пузырь, печень) – зеленый цвет, кислый вкус.
В пище важно соблюдать баланс вкусов. Основной принцип китайской философии – умеренность во всем. Поэтому вредно как чрезмерно увлекаться каким-либо из вкусов, так и исключать из рациона какой-либо вкус.